Закрыть ... [X]

Конспект аппликация из кругов

Закрыть ... [X]

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Детское творчество >>


Сакулина Н. П. и Комарова Т. С. "Изобразительная деятельность в детском саду"
(Пособие для воспитателей). М., «Просвещение», 1973 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с сокращениями.

За год, с трех до четырех лет, ребенок проходит большой путь развития: не только увеличивается его рост и вес, но и совершенствуются все психические процессы. Более устойчивый характер приобретает внимание, уточняется, дифференцируется зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Дети научаются различать довольно сложные формы предметов, более разнообразные цвета. Развиваются их эстетические чувства и отношения. Повышается способность детей откликаться на содержание песен, сказок, стихотворений, иллюстраций. Они пытаются передать выразительные черты образов в рисунке, лепке, аппликации. Все это позволяет усложнить и задачи изобразительной деятельности.
В средней группе дети закрепляют умение изображать предметы различной формы (освоенной в предыдущей группе), как одночастные, так и состоящие из нескольких частей, учатся передавать расположение частей, окраску предметов, некоторые характерные детали. Дальнейшее обучение идет в направлении дифференциации округлых (различение круга и овала) и прямоугольных форм (различение квадрата и прямоугольников разных пропорций: длинных и коротких, узких и широких). В рисунке, аппликации дети осваивают треугольную форму предметов.
Нужно научить детей передавать различие предметов по величине и по положению — вертикальному и горизонтальному, рисовать прямые линии, и дуги в разных направлениях. Это требует дифференциации формообразующих движений, их уточнения: рисуется не просто округлая форма, а предмет круглой или овальной формы.
Например, дети получают задание нарисовать или вылепить шарики и яички. Это им не сразу удается: круглые предметы они изображают удлиненными, а овальные круглыми.
Особенно трудна передача точной формы в рисунке, где ничего нельзя переделать, исправить, как это можно в лепке и аппликации (отклеить неудавшуюся часть, вырезать ее заново). Поэтому лучше вначале предлагать для рисования предметы, резко различающиеся по форме, чтобы дети осознали разницу формообразующего движения (например, яблоки и огурцы). Усвоению нового для детей движения при рисовании овала поможет пояснение педагога, сопровождающее вначале процесс обследования предмета (огурца), а затем его изображения. Обводя пальцем огурец по контуру, следует говорить: «Кругленько, длинненько, опять закругление и снова длинная сторона». Этими же словами нужно сопровождать показ приема изображения.
При такой последовательности обучения движения будут отрабатываться сознательно. Целесообразно, чтобы на одном занятии дети выполняли несколько изображений предмета новой для них формы (особенно это необходимо в рисовании, где формообразующее движение осваивается с бодьшим трудом, чем в лепке).
Дети скорее поймут особенности новой для них формы и отличие ее от ранее усвоенной, если сначала показать, а потом предложить изобразить предмет овальной формы в сравнении с каким-либо предметом круглой формы.
Приведем в качестве примера занятие лепкой.
Воспитательница показывает огурец, свеклу и говорит детям: «Мы сегодня будем лепить эти овощи. Кто скажет, какие это овощи?»
Дети отвечают: «Свекла и огурец».
Воспитательница продолжает: «Посмотрите, чем они отличаются друг от друга».
Дети: «Свекла круглая, а огурец продолговатый. У свеклы есть хвостик, а у огурца нет».
Убедившись, что дети уловили и отметили различие предметов по форме (форма одного из них им знакома), педагог переключает внимание на огурец — предмет новой для детей формы. «А как можно сказать про огурец, какой он формы?»
Лена: «Длинненький». «И кругленький»,— добавляет Олег.
Воспитательница уточняет: «Да, длинненький и закругляющийся с обеих сторон. Такя форма называется овальной»,— и предлагает всем детям пальчиком в воздухе как бы обвести огурец. Все дети воспроизводят в воздухе овальную форму.
Далее воспитательница говорит: «Подумайте, как нужно лепить свеклу и огурец.
Катя: «Свеклу катать, как шарик».
Воспитательница предлагает показать в воздухе движение ладошками. Затем сама показывает, как оттянуть хвостик.
«А как лепить огурец?» — спрашивает педагог.
Таня: «Сначала скатаю шарик, а потом покатаю как колбаску».
Несмотря на то что предмет овальный формы дети лепят впервые, они, используя прошлый опыт, находят нужные приемы. Показа всем детям не требуется, он нужен лишь тем, кто не владеет достаточно свободно движениями рук, не может привлечь свой прошлый опыт.
В заключение воспитательница еще раз повторяет название формы огурца — овальная.
На занятии рисованием детям предложили изобразить надувные воздушные шары круглой и удлиненной формы.
Показывая эти шары в начале занятия, воспитательница обращает внимание на то, что они разные по цвету и по форме, предлагает показать рукой в воздухе круглый шар, затем удлиненный (овальный), спрашивает, как называется такая форма. Дети отвечают: «Как огурчик», «Как палочка».
Воспитательница напоминает: «Овальная. С обеих сторон закругленная и немного удлиненная — такая форма называется овальной». Воспитательница предлагает Ане повторить, как называется эта форма. Затем вызывает к доске Катю, чтобы она показала, как рисовать воздушную «колбаску».
По окончании занятия дети рассматривают рисунки. Воспитательница спрашивает, как называется форма воздушных шаров. Дети называют правильно.
На вопрос, чем отличается воздушный круглый шар от овальной колбаски, дети отвечают: «У овального с обеих сторон закруглено, а сам он длинный».
Затем воспитательница предлагает детям назвать предметы круглой формы. Дети называют: «Яблоки, черешня, вишня, арбуз, виноград, сливы, мандарины, лимоны». Очевидно, у некоторых детей нет еще достаточно четких представлений, и они называют не только круглые, но и овальные предметы, близкие по форме к круглым.
Когда воспитательница просит назвать предметы овальной формы, дети вначале молчат, затем перечисляют: «Огурец, колбаска, рыбка».
Ответы свидетельствуют о том, что опыт детей еще очень ограничен, предметов овальной формы они знают мало, не научились еще их выделять в окружающих вещах. Последующая работа в этом направлении, расширение круга предметов, которые они будут изображать, помогут детям точнее определять форму, дифференцировать предметы по данному признаку.
Когда дети получили представление о том, что наряду с круглыми есть предметы овальные, выяснили, чем они отличаются и как их надо изображать, можно подобрать для передачи в рисунке, лепке, а потом и в аппликации предметы овальной формы уже без сопоставления с круглыми.
На следующем занятии рекомендуется предложить детям нарисовать яички — простые и золотые, привлекая образы сказки «Курочка-ряба». При этом пусть дети сначала нарисуют много простых яичек, а потом самое лучшее, которое получилось более точным по форме (овальное), самое красивое покрасят желтой краской — сделают золотым.
Так дети подводятся к оценке результата своей работы, учатся видеть красоту изображенного предмета в удачно переданной форме.
Постепенно от занятия к занятию формообразующие движения, направленные на передачу предметов круглой и овальной формы, все более совершенствуются, делаются свободнее и увереннее, становятся точнее. Это позволяет детям изображать разнообразные предметы данной формы (и части их) в разном пространственном положении.
Наряду с обучением изображению предметов более сложной формы совершенствуются технические навыки и умения, которые способствуют более свободному решению изобразительных задач в разных видах деятельности.
Продолжается обучение правильному владению карандашом и кистью, формируется навык различно держать инструменты: широкие линии рисуются краской при наклонном положении кисти по отношению к бумаге, с опорой на весь ворс; рисование точек и мелких деталей может быть осуществлено концом кисти, при этом кисть держат палочкой вверх, касаясь бумаги лишь кончиком ворса.
Положение карандаша в руке тоже не остается неизменным: при рисовании вертикальных линий рука с карандашом должна двигаться сбоку линии, а при рисовании горизонтальных — внизу линий, чтобы обеспечить зрительный контроль за движением на всем протяжении линии. При рисовании этих линий краской способ движения руки будет другим, так как ворс у кисти мягкий, и надо вести кисть по ворсу, поднимая палочку кисти и держа ее над рисунком, иначе линии получаются неровными, лохматыми.
Эти навыки входят в умение рисовать прямые линии и различные прямолинейные формы. Их закрепление должно продолжаться и в старшей группе.
Введение в средней группе обучения декоративному рисованию способствует отработке ритмичности движения при повторении однородных элементов узора. Закрепление этих навыков продолжается и в старшей, и в подготовительной группах детского сада, как в процессе закрашивания, в декоративном рисовании, так и при повторении элементов изображения.
Важно учить детей закрашиванию предметов, закрепляя навыки, полученные во второй младшей группе, и вводя новые требования: закрашивать без просветов, не выходить за линии контура.
Умение изменять направление движения руки в зависимости от формы изображаемого предмета усложняется в связи с задачей изображения предметов прямолинейной формы (прямоугольных, квадратных, треугольных), а также округлых форм разного характера (круг, овал). Движение руки при рисовании овала отличаетея от движения руки при рисовании круга по направлению: чтобы нарисовать предмет овальной формы, необходимо овладеть навыком изменения направления движения (переход от движения по одной дуге к движенлю по другой дуге).
Обучение детей дифференцированию прямолинейных форм на квадратные, прямоугольные, треугольные следует вести в сравнении этих форм, чтобы дети, сопоставив их, видели, что у них общее и что различное.
Первым занятием, на котором дети встретятся со всеми этими формами, может быть передача в аппликации постройки из настольного строителя. Дети получают в готовом виде вырезанные из бумаги прямоугольники и квадраты (треугольники дети могут сделать сами, разрезав прямоугольник на два квадрата, а затем разрезав квадрат с угла на угол, по диагонали).
Самостоятельное преобразование формы и получение из одной путем ее разрезания совершенно другой имеет важное знат чение для сенсорного и умственного развития ребенка. Оно позволит ребенку в дальнейшем быстрее определять форму предметов и их частей и точнее передавать ее в изображении. Этот момент важен и для развития математических представлений детей.
Занятие строится таким образом: дети рассматривают готовую постройку, называют ее части, их расположение в пространстве и по отношению друг к другу; затем воспитатель предлагает найти (среди готовых, а недостающие нарезать) формы, соответствующие частям постройки, называть их и раскладывать на своём листе так, как потом будут их наклеивать.
По окончании наклеивания выполненные раббты выставляются на доске, рассматриваются, сравниваются с постройкой; одновременно уточняются названия формы частей, подчёркивается, что красота постройки — в точности форм, в правильной композиции на листе.
Занятия по вырезыванию прямолинейных форм, наклеиванию конструкции из них могут быть повторены в течение года, но постройки нужно взять более сложные. Формы, которые дети при этом используют, должны быть такими же, как на предыдущих занятиях: прямоугольники, квадраты, треугольники, но в большом количестве и разных размеров.
На одном из занятий можно предложить вырезать и наклеить постройку, какую каждый захочет, и украсить ее. Детям дается бумага разных цветов, нарезанная крупными прямоугольниками.
Части постройки и украшения к ней дети вырезают сами, затем самостоятельно наклеивают части аппликации. Если дети овладели навыками вырезывания в соответствии с «Программой», работы получаются разнообразными, красивыми. Тем детям, которые не успели завершить украшение, можно разрешить закончить аппликацию в свободное время. Такие работы на некоторое время могут служить украшением группы, вестибюля.
Все эти занятия следует проводить не подряд, одно за другим, а с интервалом не менее месяца: повторяющаяся тема занятий может создать ощущение однообразия; к тому же детям необходимо приобрести некоторый опыт вырезывания, чтобы изображения построек становились богаче, разнообразнее, интереснее.
При подготовке к занятиям необходимо особое внимание обратить на подбор бумаги для частей постройки. Нужно, чтобы цвета хорошо сочетались друг с другом, чтобы наклеенные детьми изображения выглядели красиво, иначе эстетическая ценность занятий будет снижена: некрасивые по цвету работы не вызовут эмоционального отклика детей. Важно, чтобы занятия, где большее место занимает учебная задача (преобразование форм, расположение их в пространстве), тоже носили эстетический характер, и выполненные работы радовали детей четкостью форм, исполнения и красивым цветосочетанием.
Овладение передачей предмета прямолинейной формы лучше начинать с аппликации. В лепке, как правило, прямолинейные формы не изображаются, так как конструктивные формы противоречат специфике пластичного материала.
На одном из первых занятий воспитатель предлагает такую тему: «Мама постирала белье и повесила сушить» (простыни, полотенца, платочки). Объясняя задание, педагог подчеркивает, что платочки квадратной формы: все стороны одинаковые — и рисовать их нужно одинаковыми, тогда они получатся красивыми; простыни большие и длинные, а полотенца узкие и длинные, но все прямоугольной формы.
Проводя занятие по рисованию, лепке, аппликации, и в средней группе следует больше активизировать детей, обращаясь к ним с вопросами о форме предметов, о способе их изображения, предлагать показать нужное для изображения движение руки с карандашом или кистью в рисовании, двумя руками при лепке и т. п., вызывать детей для показа способа изображения к доске. Эти методические приемы дают возможность детям активно осваивать формообразующие движения, вспоминать и использовать усвоенные ранее способы изображения, осмысл«нно искать новые, а не ждать постоянно показа и помощи со стороны воспитателя. Когда дети в основном научатся изображать простые предметы овальной формы, можно переходить к рисованию и лепке предметов, имеющих несколько частей, например, состоящих из овальных частей и прямых линий (цветок), из частей овальной и круглой формы (рыбы, птицы).
Рисование животных начинается с простых в изобразительном отношении — с рыбок. Прежде чем предложить рисовать рыб, полезно, чтобы дети овладели передачей формы тела, частей (плавники, хвост) в лепке. Нужно предоставить детям возможность лепить рыб, разных по величине и пропорциям: длинную и толстую, длинную и тонкую или толстую и короткую и т. д.
Лепка способствует лучшему усвоению представлений о форме и пропорциях животного, развитию кинестезических ощущений формы и величины. Когда дети перейдут к рисованию рыбок, они уже смогут их изобразить разными.
Чтобы обеспечить возможность повторения изображения, следует предлагать на одном занятии несколько однородных предметов. Так, уже на первом занятии нужно посоветовать-детям нарисовать, как в аквариуме плавают разные рыбки. Овальную форму тела рыбки детям передать относительно легко: способы ее рисования дети уже усвоили; трудность состоит в том, что нужно нарисовать рыбок, плавающих в разном направлении: дети должны представить себе, где будет находиться голова, где хвост; движения руки при изображении рыбы, плывущей вертикально, горизонтально, по диагонали, необходимо менять.
Занятие начинается разговором о рыбках, о том, какие они красивые, разные (большие и маленькие) и плывут в разные стороны (вверх, вниз, слева направо и справа налево). Воспитатель может при этом показать, как игрушечная рыбка «плывет» в разных направлениях. Необходимо вспомнить с детьми, какой формы тело рыбки, предложить им показать рукой в воздухе, как нужно нарисовать его. После этого можно вызвать кого-нибудь из детей для показа у доски. Нужно уточнить, что тельце рыбки покрыто чешуйками и можно раскрасить только чешуйки; показать, как это сделать. Полезно сказать детям о том, что совсем не обязательно закрашивать всю рыбку одним цветом; хвостик и плавнички могут быть другого цвета. Рыбка также может быть полосатой, пятнистой и т. п. Разнообразное заполнение контура придает изображению особую выразительность.
Важно, чтобы уже в этой группе дети поняли, что приемы заполнения формы цветом могут быть различными. При рисовании каждой новой рыбки движения руки ребенка будут становиться все более свободными, уверенными. Тем детям, которые начали рисовать очень крупно и поэтому на листе смогли поместить только одно изображение, нужно дать дополнительный листок, чтобы и они нарисовали несколько рыбок.
Анализируя работы детей в конце занятия, следует отметить, как много разных красивых рыбок нарисовано, обратить внимание на то, как по-разному раскрашены рыбки, предложить найти самых красивых. Воспитатель склеивает рисунки в одну общую полосу и помещает на несколько дней в групповой комнате или вестибюле, чтобы красивыми рисунками могли полюбоваться и дети, и родители.
Через некоторое время можно снова провести подобное занятие, предложив дополнительно нарисовать в аквариуме травку, камешки. Представления о форме тела рыбок нужно уточнить, но прием ее изображения показывать уже не надо. На данном занятии воспитатель обращает внимание на то, чтобы рыбок в разном положении рисовали все дети, и, если на прошлом занятии кому-то это не удалось (ребенок нарисовал «рыбок всех плывущими в одном направлении), надо помочь таким детям, проделав с рукой ребенка в воздухе или на бумаге пальцем (без кисти и карандаша) нужные движения в разном направлении.
Такое упражнение может сопровождаться объяснением, которое воспитатель давал на одном из первых занятий по изображению предметов овальной формы.
Освоив изображение простой по форме и частям рыбки, дети могут перейти к лепке и рисованию птиц, форма и строение которых более сложны: голова вычленяется из тела, есть ноги и крылышки; когда птица летит, она расправляет крылья, а когда ходит по земле или сидит на веточке, складывает их. Эти знания, полученные в результате многократных наблюдений на прогулке, в живом уголке, при рассматривании книжных иллюстраций, помогут детям в создании изображения птиц в лепке и в рисунке.
Дети умеют уже лепить и рисовать предметы круглой и овальной формы. Теперь основное, внимание нужно обратить на положение частей тела птички в пространстве и по отношению друг к другу. Тело птички, когда она спокойно сидит, расположено наклонно, под углбм к горизонтальной плоскости земли, головка вверху, а не впереди тела, как у рыбки, лапки чуть ближе к хвостику. У всех птиц тело к голове утолщается, а к хвосту сужается. Дети должны уметь передать правильное положение частей и их относительную величину (голова меньше туловища).
Ставя перед детьми задачу сначала выледить птичку, а затем на другом занятии нарисовать ее, не следует расчитывать только на те знания и представления, которые они получили путем предварительных наблюдений. Необходимо уточнить эти представления, проведя обследование игрушечной птички или картинки, максимально активизируя детей при этом.
В цикл рисования и лепки птиц может входить и изображение плавающей уточки. Форма тела у нее такая же, как у других птиц; иной, чем у мелких птичек, хвостик: он совсем маленький и приподнят кверху; голова овальная и не так сливается с телом, видна шея.
В средней группе детям доступна лепка некоторых четвероногих животных, у которых форма тела близка к овальной, туловище расположено горизонтально по отношению, к земле и опирается на четыре ноги.
Лучше всего показать детям обобщенное (без лишних деталей) изображение животного в игрушке. Процессу изображения должно предшествовать обследование этой игрушки с включением движения рук по предмету, показ детьми способов лепки или рисования у доски, причем каждый из вызываемых детей лепит или рисует какую-то одну часть. Анализируя изображение, выполненное у доски, воспитатель имеет возможность отметить, что получилось удачно, а что не совсем и почему.
Начиная со второй половины года мы считаем необходимым подвести детей к более детальному изображению фигуры человека. Трудность заключается в том, что фигура человека состоит из нескольких частей и надо правильно их расположить, а также передать относительную величину.
Четко продуманная последовательность заданий помогает детям научиться рисовать и лепить человека. Им предлагается передать образ Снегурочки или своей любимой куклы, или сказочного персонажа. В результате целого ряда занятий дети овладевают формой частей фигуры, их пропорциями, строением. Рисунки, аппликационные работы, лепка обогащаются разными персонажами. Расскажем об одном из возможных циклов занятий.
На первых занятиях, чтобы облегчить детям решение задачи, нужно подобрать такой персонаж, фигуру которого можно изобразить с меньшим количеством частей, например вылепить куклу или маленькую девочку в длинной шубке, закрывающей ноги. В этом случае ребенок лепит расширяющуюся книзу шубку, а затем присоединяет в верхней части туловища голову и руки. Получившееся изображение радует ребенка, вылепленная кукла оживает в его руках, он начинает с ней действовать.
Вместе с этим ребенок получил опыт самостоятельного изображения фигуры человека. Правда, пропорции фигуры решены здесь лишь в элементарном виде, так как ставилась задача передать соотношения по величине между головой, туловищем и руками и не нужно было устанавливать фигуру на ногах; ее постановка проста (широкая шубка) и прочна.
После того как вылеплена девочка (или кукла) в длинной шубке, можно предложить нарисовать какую-либо куклу: матрешку в длинном сарафане или Снегурочку в длинной шубке (в зависимости от того, какой образ более знаком и близок детям, какую игрушку или картинку удастся подобрать для показа, уточнения представлений детей об образе).
Например, воспитательница показывает детям Снегурочку в длинной шубке и говорит: «Мы с вами лепили девочку в длинной шубке, а сегодня вы будете рисовать Снегурочку. У нее тоже такая длинная шубка, что ножки почти совсем закрыты. Посмотрите, какая у нее шубка: вверху поуже, а книзу пошире. Покажите в воздухе руками, какая у Снегурочки шубка».
Дети двумя руками, постепенно разводя ладони, показывают, как она книзу расширяется. Важно, чтобы, показывая боковые линии контура шубки, дети следили глазами за движениями рук: только тогда у них будет закрепляться зрительный образ движения. Затем воспитательница предлагает «нарисовать» шубку пальчиками на листе бумаги. Дети повторяют на бумаге то же движение, которое только что проделали в воздухе. Не у всех сразу оно может получиться. Нужно побуждать детей повторить движение несколько раз, помочь им словами: «Вот какая шубка: вверху поуже, а книзу пошире, вот как мы ее «рисуем».
После того как дети показывали в воздухе, «рисовали» пальчиками на бумаге, им нетрудно будет нарисовать. Снегурочку кистью. Можно одного ребенка вызвать к доске и предложить показать, как он будет рисовать краской шубку Снегурочки (это самое трудное, так как голову — круглую форму — дет» умеют рисовать, а владея способом рисования линий, нарисуют и руки), но можно этого и не делать, а сразу после показа пальчиками на бумаге начинать рисовать. Надо рисовать Снегурочку с головы (следует показать жестом место ее расположения), тогда все изображение хорошо разместится на листе.
Когда дети нарисуют Снегурочку, предложите ее шубку украсить. В процессе рисования следует напоминать, как закрашивать шубку, чтобы она получилась ровная, красивая, но не надо спешить говорить все. самим, пусть дети подумают, вспомнят. Дети, как правило, повторяют освоенное изображение, когда им предоставляется возможность рисовать или лепить по замыслу. Следующая тема — рисование куклы в красивом платье. Рекомендуется предварительно принести в группу красивую куклу. Дети радостно встречают новую игрупгку, играют с ней, устраивают ей комнату. После этого воспитатель предлагает нарисовать куклу.
На занятии организуется обследование игрушки: уточняется форма платья (дети показывают руками в воздухе его очертания); впервые обращается внимание на то, что у куклы есть ноги; уточняется величина и расположение рук, головы. Этот рисунок дети выполняют цветными карандашами, что дает им возможность четче передать части изображаемого, элементарные пропорции, а благодаря твердости карандашей яснее ощутить формообразующие движения руки.
Нужно учить детей создавать крупное, отчетливое изображение (на это следует обратить внимание в начале занятия). Однако для рисования карандашами не нужно давать такой же большой лист, как для рисования красками; достаточно, если он будет 1/2 писчего листа. Удачному решению изобразительной задачи поможет хорошее техническое исполнение. Поэтому в ходе занятия нужно уточнить, как дети должны закрасить платье кукле, чтобы оно было красивым. Если дети сами не вспомнят, необходимо им напомнить, что не нужно выходить за линию, спешить, размахивать сильно рукой и нажимать на карандаш, иначе рука быстро устанет и будет плохо рисовать; неровно закрашенное платье куклы будет некрасивым. Отрабатывать технику рисунка нужно не отдельно, а в связи с решением изобразительной задачи.
Спустя некоторое время можно снова вернуться к образу человека. В начале занятия воспитатель говорит детям: «Сегодня вы будете рисовать свою любимую куклу или человека из сказки. Это может быть Аленушка, мальчик с пальчик, солдатик, лыжник; кто кого хочет, кто кого любит. И девочка, и мальчик, и солдатик, и космонавт - это человек, а как рисовать человека, вы знаете».
Затем выясняется, что у всех кукол есть общее: голова, туловище, руки, ноги. Только одежда разная: у девочки платье, у мальчика — штанишки с рубашечкой. Воспитатель обращает внимание на все части тела, их положение и простейшие пропорции: откуда начинаются руки, какой они длины, сколько места занимает платье, кофточка, штанишки и ноги. На этом занятии можно предъявить более высокие требования к изображению, помочь каждому ребенку понять, что не получилось на предыдущем занятии, на что теперь надо обратить внимание.
Изображение человека дети могут создавать и в аппликации. По программе в третьем квартале детей нужно научить вырезать круглые формы из квадратов и прямоугольников. Когда дети немного освоят этот навык, они смогут вырезать и круглую голову. А резать по косой (платьице, шубка) они уже научились. Отрезав полоски бумаги нужной длины, дети смогут сделать руки (рукава платьица или шубки) и ноги.
У каждого ребенка должны быть приготовлены квадрат розового цвета, прямоугольник для платья или шубки (лучше каждому разного цвета) и прямоугольник такого же цвета, из которого дети вырезают рукава, небольшой кусочек темного цвета для вырезывания глаз.
Учитывая, что способы вырезывания всех частей детям знакомы по ранее создаваемым изображениям, целесообразно не показывать- их детям, а лишь напомнить, спросив, как нужно вырезать голову, из какого кусочка бумаги. Затем также спросить про вырезывание платья, рукавов платья (сама воспитательница объясняет только в том случае, если дети не ответят).
Нужно следить, чтобы при вырезывании головы из квадрата дети не срезали много бумаги, а закругляли только одни уголки, иначе головка получится слишком маленькой и все изображение будет выглядеть некрасивым, непропорциональным. Поэтому необходимо сказать детям, что нужно слегка поворачивать бумагу в руке, срезать только самый уголок, и каждый отдельно, так, чтобы он сразу отпал. Если это не подчеркнуть, дети режут не останавливаясь; получается бумажная спираль, а круг становится все меньше и меньше (и в дальнейшем надо на каждом занятии, на котором дети осваивают этот прием, подчеркивать, что срезать надо так, чтобы уголок отпал).
Тем, кто с первого раза не усвоил этот прием, можно на отдельном листочке показать еще раз, можно вырезать самой вместе с рукой ребенка, чтобы он видел результат и рукой почувствовал, как его можно достигнуть, Вырезывание округлых форм из прямоугольных — один из самых трудных приемов на первом этапе освоения вырезывания, он же является одним из основных, овладев которым дети получают возможность вырезать круг для самых разнообразных изображений.
Для вырезывания и наклеивания девочки или куклы не следует давать больших листов бумаги. Они должны быть такими, чтобы вырезанные из них части хорошо поместились на половине писчего (или половине большого альбомного) листа; слишком крупное изображение будет выглядеть грубым, аляповатым. Нужно привлечь внимание детей к расположению изображения на листе бумаги. Педагог не должен спешить с соответствующими указаниями, а ставить перед детьми вопрос, учить их думать. «Как нужно положить листочек,- спрашивает воспитательница детей,— чтобы куколка хорошо уместилась и красиво смотрелась?»
Ребенку из-за отсутствия опыта и знаний в области изобразительной деятельности трудно представить, как будет выглядеть изображение на листе. Чтобы помочь ему, возьмите лист бумаги и поставьте его сзади за игрушкой сначала по горизонтали, затем по вертикали: «Так или так надо положить листок?»
Дети видят, при каком положении листа изображение будет выглядеть наиболее красиво. Пусть они сразу положат лист, как надо. В процессе занятия следите, чтобы дети не забывали о композиционной задаче и не перевернули лист. Напоминать об этом следует на кажДом занятии. Лишь при этом условии дети впоследствии смогут хорошо располагать изображения самостоятельно.
На занятиях изобразительной деятельностью нужно воспитывать самостоятельность детей при подготовке материалов и уборке их по окончании работы. Обычно материал для занятия каждому ребенку раскладывают дежурные вместе с воспитателем, а остальные дети в это время играют или занимаются своими делами; если же чего-то не хватает к началу занятия, претензии предъявляются к дежурным. Более целесообразным следует считать такой порядок, при котором дежурные вместе с воспитателем готовят все необходимое на отдельном столе. Например, для рисования ставят подставки с красками, приготовленные воспитателем, банки для воды (а воспитатель наливает в них воду); приготавливают кисти, подставки для них, выкладывают салфетки для осушения кисти. Затем каждый ребенок по предложению воспитателя берет и ставит на свое рабочее место все необходимое. Если же дети сидят за. шестиместными столами, то каждый готовит для себя кисточку, салфетку, а краски и банки с водой дети приносят по очереди или одни приносят, а другие убирают после занятия. По окончании работы каждый ребенок убирает свое, рабочее место, унося все на тот общий стол, с которого брал. Такой порядок приучает детей к самостоятельности, к продумыванию всего, что нужно будет на занятии, к умению убрать за собой.
В программе по изобразительной деятельности для средней группы предусмотрены занятия декоративным рисованием и декоративной аппликацией. В течение года на декоративное рисование может быть выделено около 8—10 занятий, учитывая, что остальные 30 занятий будут отведены на освоение предметного и сюжетного рисования, а также на создание рисунков vno замыслу детей; из 20 занятий по аппликации для декоративной аппликации может быть выделено 5—6 занятий.
При создании декоративных изображений в рисовании и аппликации есть общие задачи: обучение расположению узора на бумаге той или иной формы, распределению элементов узора на данной форме. Поэтому занятия декоративным рисованием и декоративной аппликацией должны быть взаимосвязаны.
В декоративной аппликации элементы узора дети получают в готовом виде и частично создают сами. Например, сложив пополам прямоугольник и разрезав по сгибу, получают два квадрата, разрезав квадрат по диагонали, — два треугольника, разрезав круг пополам,— два полукруга. Эти элементы можно разложить, а потом, если получилось некрасиво, поменять местами, подвигать, заменить форму, взять другие цвета, словом, поискать наиболее интересное решение, соответствующее поставленной задаче и удовлетворяющее ребенка. Поэтому составлением узора в аппликации дети овладерают быстрее.
Следовательно, овладение навыками создания узора на новой форме надо начинать с аппликации, тогда в декоративном рисовании внимание детей в основном будет сосредоточено на передаче элементов узора.
Прежде всего дети должны получить представление о том, что значит украшать вещь узором и для чего это нужно. Показать и объяснить это лучше всего на одежде детей: передниках, свитерах, шапочках, шарфах и т. п. Провести такую беседу нужно со всеми детьми, выделив для этого 10—15 минут во вторую половину дня. Каждую вещь следует рассмотреть отдельно, обратив внимание на композицию узора и элементы, его составляющие. Если после этого провести декоративное рисование, дети отнесутся к заданию осознанно.
Для первого занятия декоративным рисованием можно приготовить из плотной бумаги разного цвета спортивные шапочки (вырезав их по линии контура). Дети должны будут заполнить узором полоски, которыми затем каждый украсит свою шапочку.
Целесообразно подготовить для первого занятия несколько образцов оформления полоски, чтобы дети видели возможные варианты узора, состоящего из сочетания линий, расположенных вертикально и горизонтально; мазков, которые тоже интересно положить вертикально и горизонтально; разноцветных точек. Чтобы дети сами продумывали композицию простых элементов узора на полоске, образцы после рассматривания следует убрать.
Воспитатель рекомендует детям подобрать цвета, контрастные к цвету шапочки: если шапочка светлая, пусть узор будет выполнен темными красками, и наоборот; или если шапочка красная, желтая, то узор сделать синим, зеленым и т. д. Таким образом у детей будет развиваться чувство цвета.
Для закрепления умения оформлять узором полосу, хорошо после этого занятия провести еще одно-два. Как и на первом занятии, можно соединить рисование узора на полоске с украшением вещи, например свитера (свитеры вырезаются из плотной бумаги разного цвета). Детям предлагается украсить полосками с узором рукава, грудь или нижнюю часть свитера. К этому занятию готовить образцы не надо, а в начале занятия вызвать 2—3 детей к доске, чтобы они показали элементы, которые собираются использовать для узора. Надо напомнить детям, что полоски на рукавах и внизу должны иметь одинаковый узор.
Обучение декоративной аппликации можно начать также с украшения квадрата. На этих занятиях детей надо познакомить с принципами расположения узора на квадрате. На первом занятии следует научить детей располагать элементы узора в углах и по сторонам. Так как задача украшения квадрата ставится перед детьми впервые (полоску они украшали уже в младшей группе), целесообразно подробно проанализировать форму: выделить и сосчитать углы, Провести рукой по сторонам, сосчитать их. Затем предложить детям нарезать небольшие квадратики (3X3 см) из полос бумаги разного цвета, подготовленных воспитателем, и выбрать для украшения, уголков квадратики одного цвета. Несмотря на то что это первое занятие, можно предоставить детям свободу в расположении элементов узора по сторонам, напомнив толькр, что все стороны надо украшать одинаково. Такая методика проведения занятия, когда что-то задается детям, а что-то оставляется на их собстренное усмотрение, способствует развитию творческой активности и самостоятельности.
Некоторые воспитатели к каждому занятию декоративным рисованием и аппликацией готовят образцы и требуют их точного воспроизведения. Считается, что, точно скопировав образец, ребенок научится составлять узоры на разных формах. Однако это не так. Привыкая точно выполнять лишь показанный ему узор, ребенок часто вовсе не овладевает способами создания декоративной композиции, умением перенести полученные знания и навыки в другие условия деятельности. Дети не понимают, что при одинаковом расположении элементы узора могут быть разными. В тех же случаях, когда ребенку предоставляется возможность активно искать и находить разные элементы узора, подбирать цвета по своему вкусу, располагать узор на бумаге той или иной формы, приобретаемые навыки становятся осознанными и легко используются при изменении условий. Это способствует эстетическому развитию ребенка, развитию изобразительного творчества. Так, освоив правила построения аппликативного узора на квадрате, дети потом без труда рисуют узор на этой форме. Воспитатель же должен подобрать элементы узора по цвету так, чтобы в любом случае сочетания получились красивыми; например, одним на столы положить голубые, темно-красные, коричневые полоски, другим — серые, темно-синие, оранжевые и т. п.
Если воспитатель всегда будет продумывать подбор материала по цвету, то можно предоставить детям возможность самостоятельно выбрать элементы для узора уже на первом занятии. Если что-то получится неудачно, следует обратить на это внимание детей в процессе анализа работ.
Приводим возможный вариант цикла занятий декоративным рисованием и декоративной аппликацией.
1. Украшение полоски для шапочки.
2. Украшение полосок для свитера.
3. Украшение варежки.
4. Декоративная аппликация на квадрате.
5. Декоративная аппликация на квадрате.
На этом занятии задача усложняется включением новых элементов: разрезая квадрат по диагонали, дети получают треугольники, которые тоже используются в узоре; кроме этого, вводится украшение середины. На нескольких образцах, подготовленных к занятию, воспитатель показывает, как заполнены углы и середина (важно, чтобы элементы были одного цвета), как могут быть расположены в узоре треугольники.
6. Рисование узора на квадрате. Дети узнают, как могут быть использованы в узоре линии, мазки, точки (на нескольких образцах). При этом следует обратить их внимание на ритмичность расположения элементов — на одинаковом расстоянии друг от друга, одинаковые по цвету в углах, по сторонам. Одновременно на данном занятии закрепляются приемы заполнения квадрата узором.
7. Рисование узора на квадрате из колец, кругов и мазков (см. конспект).
8. Декоративная аппликация на многоугольнике.
На данном занятии нужно познакомить детей с формой многоугольника (много углов и сторон), спросить, как, по их мнению, нужно эту форму украшать, где располагать элементы узора. Если никто из детей сказать не сможет, надо спросить, что похожее есть у многоугольника и у квадрата, а затем перейти к общим правилам оформления узором формы с уголками.
9. Декоративная аппликация на многоугольнике.
Занятие проводится с целью закрепления навыков украшения формы многоугольника. Рекомендуется при этом предоставить детям большую свободу в выборе и подготовке элементов узора.
10. Рисование снежинки на многоугольнике.
Для выполнения этого задания необходимо дать точные указания последовательности выполнения узора.
11. Украшение многоугольника узором в виде цветка (аппликация).
12. Декоративное рисование. Украшение середины круга крупным цветком.
13. Роспись блюдечка.
К этому занятию следует подобрать 2—3 керамических блюдца или тарелочки, украшенные простыми элементами (мазками, точками разных размеров); рассмотреть их, подчеркнуть особенности композиции (узор располагается по краям и в середине, иногда только по краям), четкий ритм элементов (они нанесены на одинаковом расстоянии друг от друга).
14. Украшение узором круга по замыслу (рисование).
Количество занятий может быть увеличено, если в создании узоров при украшении, каких-либо форм в рисунке или аппликации у детей встретились затруднения. Некоторые занятия могут быть и изменены. Важно только, чтобы программные требования по декоративному рисованию и декоративной аппликации, предусмотренные для средней группы, были выполнены.
Наряду с занятиями по заданию воспитателя в этой группе не реже одного раза в месяц должно проводиться занятие по замыслу детей. Лучше всего отвести для этого в конце каждого месяца последнее занятие по лепке и рисованию. Инициатива выбора темы рисунка или лепки должна принадлежать ребенку. Но так как на первых порах замыслы детей неустойчивы, часто меняются под влиянием случайных обстоятельств и не всегда ребенок может тут же на занятии быстро определить свой замысел, решить, что он будет рисовать или лепить, задача педагога — помочь ребенку в выборе и осуществлении замысла.
Зная интересы ребенка, можно тактично, не навязывая ничего, напомнить любимые игры и игрушки, интересные наблюдения, события, свидетелем которых он был. Иногда возможны такие занятия, на которых замысел ребенка направляется общей темой, например: «Твоя любимая игрушка», «Нарисуй картинку, какую хочешь» и т. п. В ряде случаев целесообразно накануне поговорить с детьми о предстоящем занятии и о том, кто что хочет нарисовать (вылепить).
Для развития активности, творчества детей и на занятиях по заданию не нужно обговаривать все моменты изображения: то, что можно, нужно оставлять для свободного решения каждым ребенком.
Бывает, что, желая уточнить задание, воспитатель требует определенного количества изображений: например, предлагая нарисовать осейние деревья, ограничивает их количество (нарисуйте два дерева) или, формулируя тему рисунка, чрезвычайно обусловливает ее содержание (нарисуйте дом и около него дерево). Между тем гораздо полезнее более свободное решение: «Нарисуйте осенние деревья и кусты». Ведь самое главное — передать характер осенних явлений: изменившуюся окраску листвы на деревьях и кустах, опадающие листья. И пусть каждый сделает это по-своему. А сколько деревьев и кустов нарисует ребенок, неважно. Если ребенок нарисует даже одно дерево, но сделает это выразительно и в рисунке воплотится представление ребенка об осени, это хорошо. Другой же нарисует два дерева и кусТ или одно дерево и много кустов — это тоже хорошо. Ведь дети видят вокруг разнообразные явления, и надо, чтобы они учились их отражать.
Не нужно искусственно сужать тему рисунка. Чем своеобразнее решение одной и той же изобразительной задачи, тем лучше. Для того чтобы дети умели решать ее по-своему, нужно отмечать интересно выполненный рисунок (или лепку) в конце занятия, во время анализа детских работ. «Посмотрите, как интересно нарисовал Вася,— говорит воспитательница,— около дома много красивых цветов, ярко светит солнышко. Приятно погулять во дворе этого дома. А Леночка нарисовала совсем по-другому: вокруг ее дома много деревьев. У нее тоже хороший рисунок».
Следует ли поощрять дополнения, вносимые детьми в рисунок по заданию? Они, без сомнения, желательны. Если каждый добавит что-то свое, детские работы будут более интересными, разнообразными. Но дополнения должны идти в соответствии с темой рисунка (лепки), должны обогащать и расширять ее.
Например, дети получили задание нарисовать грузовую машину. Тем, кто успешно справился с рисунком, можно предложить нарисовать дорогу, по которой едет машина, груз, который она везет, шофера в кабине, другие машины, которые могут ехать по той же дороге. Пусть каждый ребенок из этого многообразия предложений выберет то, что его больше интересует, что больше понравится. Но он также может добавить что-то другое, что не назвал педагог, но что соответствует теме рисунка. В связи с тем что для детей пятого года жазни характерна более высокая эмоциональная отзывчивость, больший опыт, становится возможным использование книжных иллюстраций для уточнения представлений детей о предметах и явлениях окружающей действительности. В соответствии с содержанием занятий по рисованию воспитатель заранее может подобрать книжные иллюстрации или художественные открытки с изображением нужного предмета и выставить их на стенде в групповой комнате за день-два до занятия, привлечь к ним внимание детей, предложить рассмотреть, как нарисован этот предмет. Важно, чтобы изображение было выполнено художественно и отчетливо (рисунок, передающий предмет в сложном ракурсе, не годится). Например, перед занятием, на котором дети будут рисовать любимую куклу, целесообразно подобрать иллюстрации с изображением разных кукол или людей, рассмотреть их с детьми и оставить на некоторое время в группе, чтобы дети могли на них посмотреть еще и сами.
В другом случае перед рисованием или аппликацией машин можно подобрать соответствующие иллюстрации. Разумеется, эти иллюстрации не должны быть слишком сложными, включать большое количество деталей, которые дети не смогут изобразить, но которые отвлекут их внимание от основного. Иллюстраций не должно быть много, 3—4 вполне достаточно. На других занятиях со сходной тематикой можно использовать часть уже знакомых иллюстраций, а часть новых. Это будет способствовать расширению детского опыта, обогащению представлений об окружающем, художественному развитию.
Каким образом должна, строиться работа с детьми летом?
Новые задачи по изобразительной деятельности на лето не ставятся и занятия не проводятся систематически. Но нельзя забывать, что летом дети получаТот очень много новых впечатлений, которые стремятся выразить в игре, рассказывании, в изобразительной деятельности. Поэтому воспитателю нужно хорошо знать, какие впечатления дети могут передать в аппликации, какие в лепке, а о чем лучше предложить им нарисовать. При этом надо учитывать, что в течение года дети усвоили определенный объем навыков и умений и это позволяет им передавать полученные впечатления без показа воспитателем приемов изображения.
Одна из основных задач работы летом — развитие наблюдательности, умения замечать интересное, рассматривать более внимательно то, что привлекло ребенка. Так как маленькие дети не могут долго задерживать свое внимание на одном предмете (явлении), необходимо разделить процесс на несколько этапов, возвращая детей к наблюдению одного и того же 2—3 раза. При этом нужно, всякий раз обращая внимание на предмет в целом, выделять и новые его качества, свойства, которые в предыдущих наблюдениях не отмечались. Так, рассматривая с детьми летние цветы, следует вначале сказать о том, какие они красивые, дать детям возможность полюбоваться ими, а в другой раз обратить внимание на форму цветка, его окраску.
Обследование предмета перед его изображением,; которое широко использовалось на занятиях изобразительной деятельностью в течение года, нужно применять и летом, но не в такой развернутой форме. Дети сталкиваются с новыми для них предметами и явлениями, и очень важно, чтобы о них были сформированы отчетливые представления, иначе ребенок не сможет изобразить их правильно.
Летом дети лепят, наклеивают, рисуют грибы, ягоды, деревья, цветы, а также птиц, зверьков, которые живут на участке детского сада. Они могут нарисовать лужок, на котором пестреет много цветов; лес, в котором растет много деревьев; дорогу к реке и т. д.
Некоторые картины летней жизни могут быть переданы в коллективных работах. Так, вместе со всеми детьми можно создать коллективный фриз «Расцвели красивые цветы» (рисунок) или «На деревья прилетели разные птицы» (аппликация).
На занятиях, которые проводятся летом, важно активизировать опыт детей, приобретенный ими в течение года. С этой целью необходимо спрашивать детей, как они будут изображать то или иное явление, тот или иной предмет.
Планируя занятия и в течение года, и летом, воспитатель должен иметь в виду ту воспитательно-образовательную работу с детьми, которая будет проводиться в данный отрезок времени. Это необходимо для того, чтобы осуществить взаимосвязь всех разделов работы и, отбирая тематическое содержание для занятий по изобразительной деятельности, опираться на те знания, представления, которые получат дети на занятиях по развитию речи и знакомству с окружающим, на музыкальных занятиях и при чтении произведений художественной литературы. Важно учитывать, какие песенки поют дети, какие стихотворения они разучивают, и если в них есть выразительные образы, то эти произведения могут стать содержанием детского рисунка, лепки, аппликации: например, такие стихотворения, как «Одуванчик», «Колокольчик» Е. Серовой, «Кораблик» А. Барто, «Елка» Е. Трутневой.
Некоторые стихотворения и музыкальные произведения могут быть использованы на занятии для создания эмоционального настроя, желания что-то нарисовать, вылепить, например музыкальное произведение для слушания «Зайчик» М. Старокадомского, песенка «Осень», музыка И. Кишко, и др.
Воспитатель, продумывая тематику занятий по изобразительной деятельности, должен знать не только программные задачи по этому разделу, но и содержание работы с детьми той или иной возрастной группы по всем разделам воспитательной работы. Такой подход к планированию занятий по рисованию, лепке, аппликации осуществляется в представленных примерных планах. Обратите внимание на первое занятие в плане на октябрь месяц: вся работа, намеченная в разделе «Связь с другими сторонами воспитательной работы», предусматривается «Программой» средней группы в разделах: «Ознакомление с природой и развитие речи», «Музыкальное воспитание».
Проводя работу по изобразительной деятельности, воспитатель должен помнить, что каждое занятие призвано служить эстетическому воспитанию: у детей нужно воспитывать эстетические чувства (чувство формы, цвета, композиции).
Это возможно только в том случае, если дети будут хорошо знать цвета, определенные программой, а воспитатель — продуманно подбирать на занятия материалы, сочетающиеся по цвету. Красота и выразительность рисунка зависят и от того, как дети овладели формообразующим движением и умением передавать в рисунке, лепке, аппликации форму предметов.
Отчетливо изображенная форма вызывает у ребенка удовольствие, положительные эмоции. Он не забудет несколько раз обратить внимание педагога: «Посмотрите, как я нарисовал!» Или: «Правда, я хорошо слепил (нарисовал)?» — спрашивает ребенок, ожидая похвалы педагога.
Эстетические эмоции вызывает и удачная композиция работы. Если рисунок, аппликация хорошо расположены на листе (с учетом формы и пропорций предмета, изображенного не слишком крупно и не очень мелко; нет неоправданно пустых мест, изображение не смещается в сторону), это также радует ребенка (в чем должна заключаться помощь воспитателя для достижения хорошего результата, говорилось выше).
Эстетическое воздействие занятий на детей зависит и от того, какие предметы и явления отбираются для изображения (это не только хорошо знакомые детям предметы, игрушки, явления природы и общественной жизни, но и красивые, вызывающие радостное удивление, восхищение ребенка). Важно также, чтобы воспитатель сумел объяснить задание, рассмотреть с детьми предмет, вызвав желание его изобразить.
Для этого нужно прежде всего обратить внимание на красоту предмета или явления, найти образные, выразительные слова. Привлечение стихотворного, песенного текста всегда усиливает эстетическое впечатление.
В плане на октябрь месяц большое внимание уделено освоению изображения предметов овальной формы: детям предлагаются рисование и лепка этих предметов. Вместе с тем здесь нет повторения одних и тех же предметов, как иногда случается в практике. Окружающий мир многообразен, и нет необходимости предлагать для изображения какой-то один предмет и в лепке, и в рисовании. Развитие изобразительных навыков, умений идет на разнообразном содержании. Это способствует формированию обобщенных способов изображения: дети постепенно усваивают, что разные предметы, близкие по форме, изображаются одним способом.
Первые занятия по освоению изображения предметов овальной формы построены на сравнении их с предметами круглой формы. Такое сравнение помогает детям понять сходство и различие предметов и разницу в способах изображения.
На занятиях аппликацией детям не даются предметы овальной формы. Это связано с тем, что вырезать округлые формы самостоятельно дети еще не могут, а давать готовые формы нецелесообразно: нужно, чтобы дети осваивали навыки резания бумаги.
Наряду с занятиями, содержание которых определено педагогом, в план включены занятия по замыслу детей. В целом ряде занятий детям предоставляется возможность вносить по своему желанию дополнения в изображение, выполненные по заданию воспитателя. Таковы занятия по рисованию на тему «Осень, падают листья» и др. Когда дети справятся с основным содержанием, можно предложить дополнить картинку по желанию.
Для изображения в рисунке, лепке детям предлагаются и сказочные образы (рисование сказочного дерева, лепка эпизода из сказки «Курочка-ряба»).
Все это способствует развитию творческих способностей детей, их эстетическому воспитанию.
В начале третьего квартала дети средней группы уже обладают умением лепить и рисовать предметы разной формы, состоящие из нескольких частей.
В плане на март дается лепка козлика (он знаком детям по игрушкам, а также как персонаж любимых сказок). Обычно фигурки козлика получаются удачными, дети лепят их с большим интересом. Но можно предложить вылепить и другое какое-нибудь животное, например собаку. При лепке этих животных дети учатся расположению передних и задних ног и попутно узнают их название. Они замечают, что туловище четвероногого животного расположено горизонтально («как скамеечка»), голова находится над передней частью туловища.
Предлагая лепить куклу, воспитатель подчеркивает, что у человека туловище находится в вертикальном положении, ноги внизу, а руки вверху, от плеч.
Рисуя куклу, дети изображают ее одетой в платье или костюм, и этим обусловливается форма туловища: кофточка или верхняя часть платья близки по форме к прямоугольнику, юбка или пальто расширяются книзу. Разделение туловища на верхнюю и нижнюю части облегчает соблюдение пропорций и помогает правильнее находить место прикрепления рук и ног. Не следует учить детей рисовать туловище в виде овала: это не соответствует ни строению тела, ни форме одежды.
Содержание занятий по аппликации подобрано с расчетом, что дети умеют резать бумагу по прямой, обрезать уголки (готовые формы лучше совсем не давать). Разрезая в разных направлениях прямоугольник, дети могут получить различные формы. На одном из занятий предлагается вырезывание и наклеивание постройки. Это может быть башня, изгородь с воротами, беседка для игр на участке, высокое здание и многое другое, что дети видят и знают.
Очень важно время от времени по разным видам изобразительной деятельности проводить занятия по замыслу, включать элементы задумывания в занятия по заданию педагога (украсить по своему желанию постройку, нарисовать возле дома красивые цветы и т. д.).
Необходимо всегда помнить о развитии детского изобразительного творчества, которое невозможно как без овладения ребенком знаниями, навыками и умениями рисования, лепки, аппликации, так и без развития воображения.
Каждое занятие должно опираться на отчетливые представления детей о предметах и явлениях. Формированию представлений способствуют организуемые с детьми наблюдения, чтение книг, рассматривание иллюстраций, образная характеристика предметов и явлений в процессе наблюдений.

продолжение ...


.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>

.
Заговоры: да или нет?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>

.
Сглаз и порча
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>

.
Как приворожить?
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>


Когда снятся вещие сны?
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>


Почему снятся ушедшие из жизни люди?
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>


Если приснился плохой сон...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>

.
К чему снятся кошки
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>

.
К чему снятся змеи
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>

.
К чему снятся деньги
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>

.
К чему снятся пауки
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>


Источник: http://www.detskiysad.ru/izo/dou21.html


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Похожие новости


Крючок вязание арка
Наборы резинок для плетения браслетов цена
Как вязать пояс на платье
Вязать спицами для зимы
Все для вышивки щелково


Конспект аппликация из кругов
Конспект аппликация из кругов


Аппликация из кругов «Зоопарк». Мастер-класс. Воспитателям
Конспект занятия в ясельной группе детского сада «Игрушки»



ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ