Закрыть ... [X]

Плести из тальника

Закрыть ... [X]

Все о юртах

Из чего состоит юрта

Казахская юртаКазахская юрта

 

Юрта - древнейшее и в то же время современное жилище кочевников. Ее можно отнести к большому достижению материальной культуры казахского народа: она легко перевозится  на лошадях и верблюдах, быстро ставится и разбирается, войлочное покрытие не пропускает дождь, летом это жилище сохраняет прохладу, а зимой - тепло. И в настоящее время юрты устанавливаются на летних пастбищах животноводов, а любые торжества даже в городах, не обходятся без юрт.

 

Деревянный каркас и войлочное покрытие – основные части казахской юрты. Производством деревянных частей юрты (сүйек) занимались особые мастера (үйші). Главные требования к деревянной конструкции – это легкость и прочность материала, поэтому для изготовления использовалась древесина ивы, березы, тополя. Наилучшей издавна признана ива, или, как ее называют в народе – тал. Это твердый легкий материал, обладающий свойством гнуться, принимая желаемую форму, под действием несложных технических приемов, к тому же доступный – заросли его встречались во многих районах Казахстана.

Остов юрты составляют основные элементы: раздвижная решетчатая основа – кереге, купольные жерди – уық, полусферическое навершие – шанырақ, дверь – есік.

Кереге юрты составляется из нескольких отдельных секций – қанат («крыло»). В жердях, образующих қанат, в местах скрещения по диагональной оси делались отверстия для крепежных ремешков. Это узкие полоски верблюжьей, воловьей или конской кожи, скреплявшиеся в узел и напоминающие нам гвоздь с колпачком. Решетка, скрепленная эластичным материалом, легко сдвигалась и раздвигалась, в деревянной конструкции не применялось ни одного гвоздя. Основная масса казахского населения довольствовалась шестиканатными юртами, войлочное покрытие которых делалось из темно-серых тонов шерсти.

У зажиточных казахов число қанатов в кереге доходило до восьми и более. Войлочный покров делали из светлой шерсти.

Шанырақ, в отличие от других деталей юрты, изготовляемых из тала, создавался из березы. Изготовление шанырақа – наиболее трудоемкая и ответственная работа, поэтому выбор необходимой заготовки мастер производил сам. Для этого выбиралась береза, имеющая искривление ствола. Ее срез производили не позднее середины лета, когда дерево было полно соков. После ошкуривания в сыром состоянии сразу же начинали обработку – догибали до нужных размеров, делали необходимые срезы и соединяли два полукружия в креплении.

В отверстие шанырақа выходил дым из открытого очага, одновременно он служил и окном для освещения жилья, а на ночь закрывался войлочным покрытием – тундик (түндік).

Шанырак у казахов являлся семейной реликвией, признаком продолжения рода и передавался из поколения в поколение, от отца к младшему сыну (кенже). Эта юрта считалась у родственников старшим большим домом (үлкен үй), домом черного закоптелого шанырака (қара шаңырақ), действительно становившимся таким от векового дыма. Старшие дети, отделившись от отцовского дома, приносили в большой дом «долю духов предков» (аруақтың сыбағасы) от забитого скота, а невестки приносили часть из своего приданого, несмотря на то, что хозяином юрты был младший брат. Считалось, что шанырак представлял собой силу и покровительство духов предков.

Внешним покрытием юрты служил войлок, состоящий из трех видов полотен, различных по своим размерам: туырлық – покрытие основания, үзік – покрытие купола, түндік – покрытие шаңырақа. Войлочное покрытие изготовлялось из лучших сортов овечьей шерсти осенней стрижки, которая хорошо поддавалась обработке, и войлок получался очень плотным, не был рыхл и долго не изнашивался.

Войлочное покрытие защищает зимой от ветра и мороза, летом – от солнца, дождя и пыли.

Непременный атрибут юрты – шимши, узорная чиевая циновка, помещаемая между кереге и войлоком. Материалом для циновок служил чий (ши) – вид степного тростника, а также разноцветная шерстяная пряжа, которой обматывались стебли чия в определенном порядке, создавая целостный орнаментальный рисунок. Циновка служила фоном интерьера юрты и ее плетению женщины придавали большое значение. Неумение хозяйки плести циновки считалось зазорным и осуждалось.

Шым ши не только атрибут красоты, но и служит защитой от холодных зимних ветров, сохраняя тепло, и вместе с тем пропускает свет и свежий воздух летом, когда низ войлочного покрытия приподнят над землей.

Есік или сықырлауық (при открывании и закрывании двери издают скрип, отсюда и их название) – дверь юрты состоит из трех частей: косяка, деревянных створок и войлочной накидки с пришитой узорной циновкой. На косяк и дверь шли сосновые доски (қарағай). Дверь украшалась резным орнаментом или красочными узорами.

К внутренней стороне войлочной накидки двери юрты пришивалась узорная циновка - шым есік.

Юрта является результатом взаимодействия почти всех видов домашнего производства: мастера по дереву создавали различные части каркаса; из овечьей шерсти мастерицы валяли войлок для покрытия деревянного каркаса; без предметов внутреннего убранства нельзя представить себе традиционную казахскую юрту, и в производстве их участвовали мастера по выделке войлочных и тканых предметов, вышивке и плетению, обработке кож и дерева.

Завидные свойства юрты: сохранять тепло, компактность при транспортировке, легкость установки и разбора – были использованы в годы первой мировой войны, в Великую Отечественную, во время землетрясения 1988 года в Армении, когда сотни тысяч людей остались без крова.

Трудно переоценить достоинства юрты, своеобразного шедевра многовековой культуры казахского народа, ей отдается справедливое признание как лучшему переносному, экологически чистому виду жилища.

 


http://www.pushkinlibrary.kz/detki/index.php/9-uncategorised/148-iz-chego-sostoit-yurta.html

юрта у казахов

Основным занятием казахов являлись кочевое и полукочевое скотоводство, что предопределило тип кочевого жилища, которым является казахская юрта. До последнего времени происхождение казахской юрты, формирование ее конструктивных особенностей живо обсуждаются в специальной литературе. По мнению С.И. Вайнштейна, прототипом современной казахской юрты послужила юрта древнетюркского типа, изобретение которой относится к середине I тыс. н.э. и которая своими конструктивными особенностями связана с более ранней формой переносного жилища – полусферическим гуннским шалашом. В любом случае ясно, что юрта кочевников является продуктом длительного развития, постепенного совершенствования более примитивных типов жилищ. Эта конструкция с оригинальным архитектурным решением, со сложным семантическим смыслом отражает уровень культурного развития тюркских племен, их сложную идеологию.

С юртой была связана вся жизнь казаха. Шанырак был семейной реликвией, передавался из поколения в поколение, кара шанырак юрты отца почитался сыновьями как святыня. В серьезных случаях казах клялся, глядя при этом на шанырак. Большое внимание уделялось свадебной юрте (ак отау), ее качество и красота убранство должны были обеспечить счастье новой семье. Видимо поэтому, по словам А.Х. Маргулана, «для художественной обработки отау и казахи среднего достатка не жалели ни средств, ни материалов; все стремились сделать свадебную юрту более нарядной, элегантной. На проведение свадьбы они нередко тратили все свое достояние».

Казахская юрта является не только элементом материальной культуры народа, но и содержит символику, в которой сосредоточена самая разнообразная информация о религиозно – мифологической картине мира. В народной картине мира казахов и их предков моделью служили, во-первых, доступные обыденному сознанию внешние признаки окружающего мира, во-вторых, человеческое общество.

казахская юрта Тесная связь и параллель между образно-концептуальной моделью мира и юртой прослеживается в строении казахской юрты. Казахская юрта состоит из деревянного каркаса и кошомного покрова. Деревянный остов состоял из решеток, обода, жердей, соединяющих решетку с ободом, и дверной рамы. Самая богатая казахская юрта - десятиканатная, ее еще называют ханской юртой, потому что раньше такую юрту могли позволить себе только самые богатые люди. Самый распространенный вид казахской юрты - шестиканатная. Это значит, что юрта собирается из шести кереге - деревянных решеток. Величина казахской юрты определяется количеством канатов. В зависимости от количества канатов определяется количество головок - кереге, а от них зависит количество ууков - вогнутых элементов конструкции, которые составляют купол юрты.

Из 20 перекрещенных саганаков, скрепленных продернутыми в отверстия сыромятными ремешками из верблюжьей кожи, делали звенья цилиндрической стенки юрты. Крепление очень подвижно, поэтому решетки легко сдвигалась и раздвигалась. Размеры звеньев не были стандартными, но обычно длина расставленного звена не превышала двух метров при высоте 1,2–1,5 м.

Размер казахской юрты зависит от размера ромбовидных отверстий решетки - кереге. "Тор коз кереге" - ромбовидные отверстия, в которые помещается один кулак, и "жел коз кереге" - ромбовидные отверстия в которые помещаются два кулака. Тор коз кереге делались из более массивных планок, поэтому и отверстия между ними были меньше. Такие кереге хорошо подходили для больших юрт. А жел коз кереге делались из более тонких, легких планок, поэтому и отверстия были более крупными. Жел коз кереге были менее прочными и использовались в изготовлении юрты казахами среднего достатка.

Шанырак - это круг, образующий потолок юрты. Шанырак делается из березы или черного тальника (черной ивы). В середине шанырака, чтобы не уронить тудник (кусок войлока), устанавливают кулдиреуш. Там имеется толстая круглая дощечка. 5-6 вогнутых кульдиреуш соединяют ее с кругом шанырака. Детали соединяющие кереге и шанырак и образующие куполообразную крышу казахской юрты (согнутые длинные палки) назывались ууками. По окружности обода выдалбливали сквозные отверстия, куда вставляли верхние концы жердей, достигавших до 2,5 м длиной. Вверху они заканчивались четырехгранным заострением.

Мастера, изготовители юрт, делают ууки из ветвей ивы, растущей по берегам рек. В различных регионах Казахстана - это плакучая ива, голубая ива, черная ива, светлая ива и др. Согласно вековому опыту ива является лучшим деревом для изготовления остова казахской юрты. В народе она еще называется тальник. Уыки и кереге изготовленные из ветвей высушенной ивы - легкие и в то же время прочные. Очищенный от коры и высушенный тальник распаривали в тлеющем бараньем помете, а затем при помощи несложного станка придавали несколько изогнутую форму. У подготовленных таким образом планок в верхней части делали с одной стороны срез, а нижнюю часть – круглой в сечении. Для придания планкам большей упругости по поверхности прорезали продольные борозды. Зажиточные люди в прошлом делали весь остов казахской юрты из березы. Остов юрты, изготовленный из березы, очень прочный.

По форме купол казахской юрты имел низкую полусферическую форму. Обод у юрты был большого диаметра, а жерди имели больший выгиб в нижней части.

Отдельные части деревянного каркаса казахской юрты были настолько прочными, что выдерживали тяжесть кошомного покрова, напор ветра, снега и утепляющего зимнего покрова. Каркас так прочно и надежно скреплялся, что установленную казахскую юрту можно было поднять, не разбирая. Вес деревянного каркаса большой восьмиканатной юрты в среднем составляет около 150–200 кг.

Дверь казахской юрты - "сыкырлауык" (в переводе означает "скрипучий"). Детали двери скрепляются друг с другом без гвоздей. Дверь юрты, ее верхние наличники и косяки украшали различными резными орнаментами, красили в разные цвета и инкрустировали костями.

Войлочный покров казахской юрты состоял из четырех основных частей, соответствующих четырем частям каркаса. Решетчатую цилиндрическую стенку покрывали четырьмя квадратными кусками кошмы, которые закрывали также нижнюю треть купола. Два трапециевидных войлока накрывали весь купол, оставляя открытым лишь обод. Сверху привязывали за три угла прямоугольную кошму с несколько вытянутыми углами, четвертый угол не привязывался: с помощью пришитой к нему длинной веревки и шеста с развилкой, этот угол кошмы оттягивали и открывали верхнее отверстие, представлявшее одновременно световое окно и выход для дыма, который закрывали во время холода или дождя. Последнюю часть войлочного покрова составляла дверь – прямоугольное полотнище, сшитое из двойного слоя кошмы и подшитое на циновке, сплетенной из травы. Кошомную дверь вверху привязывали к ободу, нижним краем она касалась земли.

Вместо отдельных кошм для купола и стен казахской юрты местами употреблялись длинные покровные войлоки, покрывавшие деревянный каркас от обода до низа. Такие покровы были отмечены С.И. Руденко в Западном Казахстане, встречались они в Семипалатинской и Карагандинской областях. Все покровные кошмы отворачивали для прочности волосяным шнурком. По углам к кошмам пришивали узкие тканые полоски или волосяные веревки для крепления на остове казахской юрты.

Вся работа по сборке и разборке юрты у казахов возлагалась на женщин. Казахскую юрту обычно могут установить 2–3 женщины и справлялись они с этим делом в течение одного часа. Сначала ставили по кругу звенья «кереге» и связывали их между собой тканой тесьмой, между двумя решетками вставляли и привязывали дверную раму. Затем кто-либо из мужчин поднимал обод, пользуясь специальным шестом с развилкой на конце, его укрепляли 3–4 жердями, а затем вставляли остальные, привязывая их нижние концы к верхним развилкам «кереге». Решетчатую стенку вверху, где она скреплялась с жердями купола, снаружи стягивали широкой тканой полоской, достигавшей 30–35 см (даже до 45) ширины. Баскур обычно имел орнамент и представлял собой один из обязательных декоративных элементов интерьера юрты. В Южном Казахстане, где распространено ковроткачество, нередко встречались баскуры с ворсовым узором. Богатые юрты у казахов стягивали двумя или даже тремя баскурами . казахская юрта Решетчатые стенки каркаса сначала снаружи обставляли орнаментированными чиевыми циновками, затем привязывали кошмы, покрывавшие цилиндрическую нижнюю часть, привязывали кошомную дверь, накрывали купол. Снаружи, примерно на половине высоты керег, кошомный покров опоясывался волосяными арканами или тканой лентой, к которой привязывали веревки покровных войлоков купола юрты. Если юрту покрывали длинными кошмами, то снаружи в двух местах перевязывали белдеу. Войлочный клапан прикрепляли в последнюю очередь.

Ленты, различные по ширине и узору, ткали из шерстяной, чаще верблюжьей пряжи. Они служили украшением интерьера. С ободов внутрь юрты спускались тканые или плетеные узкие ленты, а в случае сильного ветра их привязывали к колу, вбитому в середине юрты. С купола свисали ленты для перевязывания жердей во время перевозок юрты. Эти ленты нередко заканчивались разноцветными кистями. В случае сильного ветра внутри юрты укреплялись дополнительные шесты-подпорки, накидывалась веревочная петля на купол. В течение веков кочевнической жизни казахи выработали строгое и рациональное распределение весьма ограниченной площади своего жилища, на которой надо разместить все необходимое для домашнего обихода.

Казахская юрта всегда устанавливалась на открытом солнечном месте. Это было связано с тем, что вся хозяйственная и бытовая деятельность кочевника связана по времени с круговоротом солнца. Дверь юрты располагалась строго на юг. По углу падения лучей солнца , попадающих в юрту через верхнее отверстие, по постепенному переходу лучей с одной части юрты в другую кочевник определял время и строил свой распорядок дня. Поэтому и расположение мебели и разделение казахской юрты на части имело строгий порядок.

Посередине казахской юрты отводилось место для очага. Такое его расположение создавало наилучшую тягу для огня и способствовало более равномерному согреванию помещения. В конце XIX – начале XХ вв. огонь разводили прямо на земле или делали для него в земле небольшое углубление. Над костром устанавливали железный треножник для котла или «мосы» с крючком для подвешивания чайника. Весь пол казахской юрты, то есть земля, за исключением места для очага, застилалась домотканиной и кошмами. Против двери за очагом – самое лучшее место, там у стенки юрты устанавливали горку, то есть складывали основное имущество. Обычно вниз ставили особую деревянную подставку, на ней располагали сундуки, кошомные футляры или тюки с запасной одеждой и другими вещами, сверху укладывали свернутые одеяла, подушки и т. д. Иногда это горку покрывали орнаментированным войлочным ковром или матерчатым покрывалом с вышивкой.

Место перед горкой называли «тор» – самое почетное место в юрте: здесь обычно сидели глава семьи и наиболее почетные гости. Поверх обычной кошмы его застилали специальными подстилками для сидения, стеганными на шерсти, меховыми (корпе, бостек), орнаментированной кошмой или ковром.

Пространство казахской юрты возле входа (босага) предназначалось для хозяйственных целей, направо от входа была женская половина, тут размещали различные пищевые припасы, посуду, на стенке развешивали вяленое мясо, здесь же стоял кожаный сосуд для кумыса на деревянной подставке, шкафчик для самых ценных продуктов (чай, сахар, сладости). Нередко этот угол отделялся ширмой. Слева от дверей размещали вещи, связанные с мужской работой: седла, сбрую, оружие и др. Зимой, в сильные холода здесь могли поместить больного или преждевременно родившегося ягненка, другое слабое животное.

По обе стороны от дверной рамы размещали постели хозяев юрты – справа старших, а слева младших членов семьи. На ночь постели расстилали, а днем свертывали и укладывали у стенки. Довольно распространенным элементом убранства юрты стали деревянные кровати производства казахских ремесленников. Постель завешивали пологом из красной ткани. За постелью висел настенный ковер из орнаментированной кошмы или вышитой ткани, нашитой на войлок.

Даже снаружи богатая казахская юрта выглядела очень нарядно, так как для ее крепления использовались тканые орнаментированные шерстяные ленты. Кереге были обставлены узорными циновками, на такой же циновке была подшита кошомная дверь.

При перекочевках казахскую юрту разбирали на составные части и перевозили вьюком.

Казахская юрта легко собирается и разбирается. Она хорошо сохраняет тепло, защищает от ветра, а летом от жары. Чиевая прокладка препятствует проникновению сырости, если покровные кошмы промокали от дождя. Летом в жару нижние войлоки поднимают для прохлады, а прокладка из чия предохраняет от проникновения пыли и сора. На зиму юрты утепляли: накрывали двойными кошмами, обкладывали снегом, обставляли снопами камыша, окапывали землей. Аулы ставили в местах с естественными укрытиями от ветров и буранов. В морозные дни в юрте постоянно горел костер, но, несмотря на это, ее обитатели не снимали одежды, а в морозы одевали и меховые шубы.


http://www.bilu.kz/yurta.php

убранство юрты Основным материалом при устройстве казахской юрты был войлок. Им покрывалась казахская юрта, из него делались многие предметы, предназначенные для внутреннего убранства юрты.

Войлочное покрытие казахской юрты состоит из полотнищ - туурлыков, которыми она покрывается от земли до купола, узуков - для покрытия купола и тундика - для навершия купола. Войлочные полотнища казахской юрты привязывались к какркасу узорными ткаными полосами и лентами.

Внимание вошедшего в казахскую юрту сразу же привлекала широкая узорная полоса -баскур, опоясывающая фризом основание купола юрты. Туурлыккас (верхний внутренний край туурлыка), баскур и закрепленные на купольных жердях и свисающие с них узорные ленты с кистями - шашак бау делают красочным и нарядным убранство юрты.

В центре казахской юрты находился очаг - торь. Напротив входа за очагом - почетное место для гостей и уважаемых людей. Здесь постилались самые лучшие войлочные и тканые ковры, вплотную к кереге казахской юрты на подставках ставили сундуки, на них укладывались войлочные чемоданы, свернутые ковры, одеяла, подушки для гостей.

Направо от входа в казахской юрте - отделенное узорной циновкой - шымши - место для хозяйственной утвари и посуды, шкафчиков для хранения пищи, продуктов, налево - место хранения конской сбруи, седел.

Дальше вдоль кереге казахской юрты справа и слева стояли кровати. Между кроватями и почетным местом располагаются специальные шесты с крючками - вешалки - адалбакан для одежды, головных уборов и т.п.

На выступающие части раздвижной решетки казахской юрты - кереге накидывались подвесные сумки - аяк капы, переметные - коржын. На кереге растягивались тканые ворсовые и безворсовые ковры, тускиизы, украшенные аппликацией, вышитые по бархату и шелку. Дверь изнутри прикрывалась завесой из войлока с аппликацией - кииз есик. Иногда их делали плетеными из тростника.

Все вещи в казахской юрте находились на виду, и каждая из них, помимо утилитарного назначения, одновременно служила предметом убранства юрты, поэтому заботливо украшалась и вносила свою ноту в общий радостный колорит.


http://www.bilu.kz/ubranstvo.php

шанырак Шанырак - это круг образующий потолок юрты. Шанырак делается из березы или черного тальника. Для казахов шанырак имеет большое символическое значение. Это символ дома, домашнего очага, продолжения рода, поэтому не случайно шанырак изображен на гербе современного Казахстана. Шанырак был семейной реликвией, передавался из поколения в поколение, кара шанырак юрты отца почитался сыновьями как святыня. В серьезных случаях казах клялся, глядя при этом на шанырак.

Большое внимание казахи уделяли установке свадебной юрты (отау), ее качество и красота убранство должны были обеспечить счастье новой семье. На украшение свадебной юрты тратились огромные средства, она была одной из основных частей приданного невесты. С установкой свадебной юрты связано несколько обычаев, один из которых поднятие шанырака.

Писатель-этнограф Ахмет Жунусов писал об этой традиции:"... у казахов "шанырак" молодой семьи поднимает только старый, многодетный зять". Для выполнения этого важного обряда за зятем ехали специально. Для большой юрты (отау) шанырак поднимается на шесте сидящего на лошади зятя. За поднятие шанырака зять получал лошадь или верблюда. Подарок вручался стороной поднимающей шанырак.

В том, что шанырак для молодой семьи поднимается старым многодетным зятем несет в себе глубокий символизм. Потому что зять уважаемый человек и чем старше возрастом, тем дороже родственникам жены и авторитетней. Уважение и авторитет у казахов зависел не только от возраста человека, но и от количество рожденных и выросших у него детей. Считалось, что человек, выростивший много детей обладает большей мудростью, опытом и соответственно пользовался большим уважением. Это касалось и мужчин и женщин. Поэтому главным пожеланием молодой семье было рождение большого количства детей, как самого главного богатства. Приезд старого зятя радовал всех аулчан, с ним могли шутить взрослые и дети, мужчины и женщины. В обряде поднятия шанырака виден смысл уважения родственных чувств к старому зятю, а также пожелания молодым скорейшего рождения у них детей.

Обычно купол юрты поднимают мужчины. Лежит глубокий смысл в том, что именно старый зять поднимает шанырак молодой отау. Потому что зять уважаемый человек и чем старше возрастом, тем дороже родственникам жены и авторитетней. Приезд старого зятя радует всех аулчан, с ним могут шутить взрослые и дети, мужчины и женщины. В обряде видны смысл уважения родственных чувств к старому зятю.


http://www.bilu.kz/shanyrak.php

кереге Кереге - сборно-раздвижное основание юрты, которое состоит из отдельных секции решеток (канат), соединенных друг с другом, и образует тем самым круговую стенку юрты; канат представляет собой скрепленные по диагональным осям планки (саганак), что в и позволяет растягивать или же стягивать их.

Самый распространенный вид казахской юрты - шестиканатная. Это значит, что юрта собирается из шести кереге - деревянных решеток. Величина казахской юрты определяется количеством канатов. В зависимости от количества канатов определяется количество головок - кереге, а от них зависит количество ууков - вогнутых элементов конструкции, которые составляют купол юрты.

Размер казахской юрты зависит от размера ромбовидных отверстий решетки - кереге. "Тор коз кереге" - ромбовидные отверстия, в которые помещается один кулак, и "жел коз кереге" - ромбовидные отверстия в которые помещаются два кулака. Тор коз кереге делались из более массивных планок, поэтому и отверстия между ними были меньше. Такие кереге хорошо подходили для больших юрт. А жел коз кереге делались из более тонких, легких планок, поэтому и отверстия были более крупными. Жел коз кереге были менее прочными и использовались в изготовлении юрты казахами среднего достатка.

Самым популярным материалом для изготовления кереге является ива , растущая на берегах рек в разных частях Казахстана. В народе ее называют тальник. Ценность ивы заключается в том, что она позволяла созадать достаточно прочную и в то же время не слишком тяжелую конструкцию, что было немаловажным качеством с учетом кочевого образа жизни казахов.


http://www.bilu.kz/kerege.php



Декоративно-прикладное искусство казахов - Казахская юрта


Видео>>> (Размер: 111,6 МБ)


Казахская юртаКазахская юрта

 

Казахская юрта – уникальное изобретение тюрко-язычных народов, которые на протяжении тысячи лет совершенствовали переносное жилище. 
Этот длительный процесс развития юрты уходят в далекое прошлое человечества. Когда на просторах Великой степи первобытные охотники, занимавшиеся подвижной охотой, сопровождали мигрирующие стада диких животных, для защиты от непогоды люди использовали курке – сооружение из палок, нижние концы которых ставились на землю по кругу, а верхние концы связывались. Сооружения покрывали пучками трав или шкурами животных.
С развитием родоплеменных отношений семьи стали больше, и потребовалось увеличить площадь жилища. Палки, образующие шатер, стали возводить над цилиндрическим (многогранным) каркасом, выполненным из плетеных веток и обложенным пластами дерна. В северной зоне лесостепей шатер возводили над землянкой. Коллективная охота позволяла заготавливать еду впрок, и в местах стоянок росли поселения охотников – собирателей. К VI  тысячелетию до н. э. в Казахстане были поселения, достигавшие порой 2–3 тысяч квадратных метров . Эти поселения стали центрами развития скотоводства и земледелия. Примерно в это же время произошло знакомство человека с металлом . Все это способствовало бурному развитию человека, пока в III тысячелетии до н. э. не произошли колебания климата. Сперва увлажнения и заболачивания пойм рек и равнинной зоны (Аральское море поднялось до отметки 57 м), а затем, во II тысячелетии до н.э. произошло усыхание климата. Это вызвало деление племен на скотоводческие и земледельческие. Миграция населения из степной зоны концентрировала поселения в поймах рек и у источников воды. В степи остались племена, которые пришли к скотоводству непосредственно от подвижной охоты. Эти кочевники–охотники стали кочевниками–скотоводами и вели полукочевой образ жизни. Жилище охотника «курке» трансформировалось в полусферическое жилище из согнутых в дугу жердей; возможно в это время впервые появились жилища на повозках.
Кочевники не утратили связи с оседлыми земледельцами, обменивались продуктами деятельности и опытом. Племена, ставшие впоследствии основой казахского народа, создавали этнокультурную общность. К началу железного века, в I тысячелетии до н. э., эта общность стала известной как Скифо-Сакско-Савроматская культура. В нее вошли значительная часть Центральной и Средней Азии, а также вся степная полоса Евразии. Все это подтверждают археологические исследования и свидетельства античных авторов. Так, Геродот подчеркивал тождество европейских скифов с саками , а Страбон относил к Сакскому племени  хорезмийцев,  занимавшихся  зем-
 леделием и имевших могучее государство в доахменидское время. К этому времени относятся и первые описания жилищ кочевников, а также описания передвижных жилищ на колесах. У кипчаков сохранился один из вариантов скифского шатра под названием кос (кош), который традиционно использовали во время походов. 
В Центральной Азии существовал особый тип переносного жилища – гуннский. Гунны (хунну), жившие в более суровых условиях, вынуждены были в переносном жилище установить очаг. Поэтому, сооружая свои жилища, они сплетали ивовые прутья, образуя купол. Верх купола скреплялся деревянным кругом, служившим одновременно и окном, и дымоходом. Вероятно, это жилище и явилось прообразом юрты. Так же как и скифы, гунны имели передвижные дома на повозках, которые использовали во время бесчисленных войн. 
С конца  I тысячелетия до н. э. начался процесс объединения кочевников в огромные суперимперии, принимавшие названия лидирующих племен. В это время скотоводы от полукочевого переходили к кочевому образу жизни. Существенно изменились передвижные жилища: каркас из веток, воткнутых в землю, закрывался купольным сводом с отверстием для дымохода. По типу гуннского жилища, сверху их покрывали войлоком, такие жилища сохранились у алтайских казахов. Часто эти жилища сооружались на повозках. Предводители кочевников – коганы – имели летние и зимние жилища (ставки). Зимние ставки бы-
 ли комплексом капитальных построек, часто с оборонительными укреплениями; летние ставки представляли собой комплекс сборно-разборных передвижных жилищ. Тысячи передвижных жилищ размещали по кругу с резиденцией предводителя в центре .
В I тысячелетии новой эры началось Великое переселение народов. Орды кочевников в поисках пастбищ двинулись вслед за солнцем на запад. Кочевники под предводительством сарматов, а затем гуннов достигли Центральной Европы. Народы Европы с удивлением взирали на подвижные кочевые города. Сохранились описания очевидцев гуннских городов: так предводитель гуннов в V веке шан-юй Едиль (Аттила) имел несколько ставок, похожих на большие города, из разборных жилищ с оборонительным укреплением. К этому времени кочевники изобрели разборный складной остов стен из ивовых прутьев, купол жилища составляли жерди, упирающиеся в обруч с вставленными перегнутыми планками. С середины I тысячелетия такой тип жилища распространился от Восточной Азии до Восточной Европы. 
Наследники гуннов – эфталиты, а позже – тюрки способствовали дальнейшему развитию жилища, которое уже можно было назвать юртой. Этот тип жилища также породил сходную архитектуру монументальных и культовых сооружений, которые, в отличие от юрты, облеклись в камень и металл. Со временем    этот    тип    архитектуры,   названный   «Кок
 гумбез», распространился во всей Азии и Восточной Европе. Везде, где тюрки оказали культурное влияние, до сих пор особенностью архитектуры являются купола.
Так как основная масса тюрко-язычных племен оставалась кочевниками, мы остановимся на жилище кочевников. В это время кочевое скотоводство окончательно сложилось в культуру жизнеобеспечения, в котором юрта являлась едва ли не основной частью системы. Юрта стала настолько удобной и красивой, что под влиянием тюркской знати китайские вельможи в эпоху Тан (VII – X в.) ставили юрты у себя во дворах и жили в них. 
С X в. на всем пространстве Великой степи господствовал единый тип сборно-разборного жилища, которое служило тюркам и во время походов Сельджуков, и во времена Чингиз-хана. Продолжая традиции скифов и гуннов, юрты ставили на повозки, достигавшие в ширину 9 метров. Юрта была основным градообразующим элементом кочевых городов. Существовали и ханские юрты, вмещавшие несколько сот человек. Помимо этого были стационарные города кочевников, в которых укрепления, монументальные и общественные здания строили из кирпича, а жилищем являлась стационарная юрта. 
С XV века в среде тюрков стали образовываться этнические группы. Это сказалось и на жилищах: сохраняя традиционную конструкцию, юрты приобрели определенные признаки в Восточном Туркестане (Синдзяне), в Сибири получила распространение юрта с коническим куполом известная как торгаут-уй, особенностью конструкции которой являлись прямые жерди (уык). В западной части Великой степи и в Средней Азии оставался основной тип тюркской юрты с полусферической крышей. Так как казахский народ сформировала основная этническая группа тюрко-язычных племен, юрта с полусферической крышей стала называться казахской.
Казахи, подобно своим предкам, предпочитали жить в юртах, которые являлись вершиной развития архитектуры кочевников. Казахская юрта была больше юрт других тюрко-язычных народов. Сохраняя традиции древних кочевников Евразии, все детали юрты покрывались орнаментом. Учитывалась пропорциональная согласованность: так как наружный орнамент просматривается издалека, снаружи орнамент был крупнее, с четкими формами, а в интерьере – более мелкий и красочный. В таком виде юрта была сохранена до наших дней. 
Деревянная основа юрты состоит из четырех основных элементов: кереге – раздвижная решетчатая основа, уык – купольные жерди, шанрак – круговое навершие купола, есик – деревянная дверь со створками. 
Кереге юрты образуется из отдельных секций – канат, каждая из них складывается из соединенных между собой по диагональной оси планок – саганак. В зависимости от формы соединения планок и образуемой при этом сетки раздвижной решетки различаются  два  вида  кереге: жел-коз  (с крупной сеткой из легких жердей) и тор-коз (из квадратных планок, более массивных, чем части жел-коз, но их сетка мельче). Первый вид кереге устойчив при сильных порывах ветра (жел), второй отличается свойством не промокать в продолжительную дождливую погоду.
Саганак, образующие секции кереге, имеют едва заметное природное сужение ствола тальника от основания к верхней части. Размеры самых длинных саганак (их в каждом канате – 20 штук, 10 – по каждой диагональной оси) колеблются от 210 до 260 сантиметров в длину; остальные жерди каната меньшего размера, длина их убывает к краям каната.
Принцип скрепления саганак в секции называется коктеу. Для крепления жердей в раздвижной решетчатой основе применяются специальные ремешки (кок). Это узкие полоски верблюжьей, воловьей или конской кожи.
Размеры купольных реек (жердей) уыков зависят от величины юрты. Общая длина уыка в шестиканатной юрте равна 240–250 сантиметров. Основание уыка (карын) имеет изгиб, а с внутренней стороны – плоский срез с каннелюрами.  Длина изгиба составляет треть общей длины уыка. Основная часть уыка круглая. Уык постепенно суживается кверху и заканчивается четырехгранным заостренным срезом (калам), который вставляется в гнездо (коз) кругового навершия юрты.
 Шанрак – навершие юрты – состоит из двух частей: круга и распорно-крепежных реек. Шанрак шестиканатной юрты имеет в диаметре 135–140 сантиметров. Диаметр обода шанрака – не менее 10 см. Через круг шанрака проходят сквозные четырехгранные отверстия (коз), в которые вставляются заостренные концы (калам) уыков.
Распорно-крепежные планки (кулдыреуыш) расположены под прямым углом одна к другой по диаметрам шанрака. Их обычно бывает по три в каждой плоскости, имеющей сферическую форму на внешней стороне. Места скрещивания планок скреплены ремешками (кок), а образованные гнезда служат упором для шеста (бакан).
В прошлом деревянные части юрты – кереге, уыки, шанрак – окрашивали естественными красителями желтого цвета, получаемыми из корня томар-бояу.
Дверь юрты состоит из трех частей: косяка, деревянных створок и войлочной накидки с подшитой узорной циновкой. Косяк включает: боковые стойки – босага, порог табылдырык и верхнюю планку косяка – мандайша. Проем косяка не имеет стандартных размеров. 
Войлочная накидка (киыз есык) с внешней стороны – непременный атрибут казахской юрты.
Войлочное покрытие бывает трех видов: покрытие основания – туырлык, покрытие купола – узюк, покрытие шанрака – тундик. 
Туырлык сшивается из двух кусков (кесек) войлока и имеет форму овальной трапеции. Верхний внутренний край туырлыка украшен аппликацированной узорной полосой. Края туырлыка обшиваются плетеным кантом жиек.
Шестиканатная юрта имеет три туырлыка, боковины которых накинуты друг на друга. На верхних концах каждого пришиты узкие узорные ленты туырлык бау, ими туырлык привязывается к купольным жердям юрты.
С внешней стороны туырлык стягивается веревкой – белдеу, концы которой продеты и завязаны в отверстиях боковых косяков двери юрты. Поверх белдеу накладывается узорная лента (белдеу бау).
Узюк имеет форму усеченного конуса с овальными основанием и верхом. Два узюка, настеленные краями один на другой, полностью закрывают купол шестиканатной юрты. Узюк конструируется из трех–четырех войлочных полотен (кесек).
К узюку на верхних концах прикреплены две узорные ленты – узюк бау. Они, обернув несколько уыков, закрепляют узюк и, свисая под кереге, дополняют интерьер юрты. Узюк имеет и шесть узорных лент – по три с каждой боковой стороны. Назначение их следующее:
бас бау – головная веревка, пришитая рядом с узюк бау, стягивает одновременно узюк и купольные жерди и, продернутая поверх туырлыка, привязывается к белдеу;
 аяк бау – веревка, пришитая у основания узюка, стягивает его, проходит по внешней стороне туырлыка, и, проведенная через отверстие босага, завязывается к кереге около входа юрты;
орта-бау – центровая веревка, стягивает узюк и, пройдя часть купола юрты, оборачивает аяк бау, а затем завязывается на белдеу или же, продернутая через основание циновки, проводится внутрь юрты и завязывается на кереге.
Края узюка скреплены плетеным кантом (жиек). Основания узюка с внешней стороны украшены нашивными узорными клапанами додеге.
Покрытие шанрака тундик имеет форму квадрата, вытянутого по углам. На концах его пришиты крепежные веревки, которые привязыватся к белдеу туырлыка. По мере необходимости освобождают одну или две веревки, и они, перекинутые через купол юрты на противоположную сторону, открывают часть шанрака, тем самым освещая помещение юрты.
Непременный атрибут юрты – узорная циновка (шым ши), помещающаяся между кереге и туырлыком. Она служит защитой от холодных ветров. 
Юрта ставится в следующем порядке. Очищают место, выбранное для установки, и устанавливают косяк двери. Дверь ставят в соответствии с традициями определенного племени.  С двух  сторон  косяка начинают установку канатов, которые связывают между собой узкой тканой или плетеной лентой (тангыш). В центре юрты (кындык) на шесте с развилкой (бакан) поднимают шанрак. 
 Заостренные концы (калам) купольных жердей вставляют в гнезда шанрака и уыки привязывают на головки-развилки (бас) кереге постепенно с противоположных сторон. 
Затем каркас юрты у основания уыков стягивают узорной лентой (баскур), концы ее завязывают на купольных жердях у косяка юрты. 
Кереге юрты закрывают узорной чиевой циновкой (шым ши) по всей окружности. В косяк двери вставляют створки деревянной двери, а снаружи привязывают войлочную накидку (кииз есик), язык которой с помощью лент (веревок) привязывают к шанраку юрты. Поверх кереге накладывают туырлыки, верх которых закрывает также одну треть купольных жердей, и привязывают к деревянному каркасу. Купол юрты закрывают двумя узюками, основания которых свисают над туырлыками и доходят до верхнего края кереге. Узюки также привязывают к деревянному каркасу и белдеу. 
Завершение сборки юрты – накидка тундика на шанрак.  
У других тюрко-язычных народов порядок сборки юрты тот же, но, как отмечено выше, их юрты имеют особенности в соответствии с традициями. У других кочевых народов – бедуинов и части иранцев – таких переносных жилищ нет.
 
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Аргынбаев Х. Новые материалы по археологии и этнографии Казахстана. 1961 г.
2. Муканов М.С. Казахская юрта. 1981 г.
3. Масанов Э.А. Казахское войлочное производство. 1969 г.
4. Оразов А. Поселения и жилища туркмен. 1963 г.
5. Цултем Ням-Осорын. Искусство Монголии с древнейших времен. 1982 г.
6. Шаниязов К.Ш. К этнической истории узбеков. 1974 г.

 

https://plus.google.com/115215980358608864510/posts/45rvqSVt6mi


Источник: https://busega.jimdo.com/%D0%B8%D0%B7-%D1%87%D0%B5%D0%B3%D0%BE-%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B8%D1%82-%D1%8E%D1%80%D1%82%D0%B0/


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Похожие новости


Поделки из болтов фото
Вязанье палантина для начинающих
Комод курск рукоделие
Наборы для вышивки бисером радуга бисера
Как крючком связать рыбку
Чертёж выкройки женской рубашки
Мастер класс оригами котик


Плести из тальника
Плести из тальника


Из чего состоит юрта - Дом без фундамента
Выкройка шубы от Анастасии Корфиати



ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ